Издание настольных игр — тяжелый бизнес-жанр: никакие фокус-группы не помогут заранее просчитать коммерческую успешность коробки, последней в себе игровое поле, фишки, кубики и карточки.

В 1934 году американскому безработному Чарльз Дэрроу не удалось продать идею «Монополии» большом издателю, но он рискнул выпустить игру за свой счет и в конце концов она стала мировым хитом. Его примеру до сих пор вдохновляет новичков тяжелого рынке. За приключениями одного из таких мы решили проследить.

С клетки «Старт»

Производством настольных игр под брендом Bonko Games предприниматель Татьяна Бондаренко занялась с мужем чуть больше года назад. Расчет был абсолютно коммерческим, а вовсе не вырастал из хобби: коллекционированием «настолок» в их семье никто никогда не занимался, на игровых форумах НЕ пропадал, в модных Игротека не брал.

Зато предпринимательский опыт за плечами уже был: в свое время Татьяна оставила стабильную, но невероятно скучную карьеру банковского служащего и пошла в, открыв сначала собственную небольшую типографию, а затем частную гостиницу для собак. А в промежутке успела позаниматься «поточным» копирайтингом, что научил ее писать много и без творческих кризисов. Этот полезный навык оказался очень кстати и на ее новом, настольно-игровом поприще.

Если разобраться, то рынок настольных игр в Украине достаточно молодой. Еще лет десять назад казалось, что компьютерные игры получили в нашей стране окончательную и безоговорочную победу над настольно-печатными, так как из последних в продаже можно было обнаружить лишь нехитрые «ходилки» для детей младшего возраста, а если повезет — дорогие импортные игры, но без.

Однако с тех пор в Украине появились и собственные издатели, и бестселлеры — как отечественной разработки, так и выпущенные по западной лицензии — с тиражами более десять тысяч экземпляров. По оценкам самих игроков рынка, сейчас в стране за год выпускается около сотни новых наименований игр.

Между тем Татьяна Бондаренко с максимализмом, свойственным начинающим, рассмотрела слабые стороны российского рынка и возможности для себя. По ее словам, отечественные разработчики качественных настольных игр до сих пор в дефиците, а магазинные полки в основном забиты так называемыми локализованными играми из Европы и Америки.

При этом лицензии чаще всего покупается не на самые популярные игры (поскольку права на издание западных хитов стоят дорого), а локализация может быть лишь частичной — вплоть до того, что фанатам «настолок» потом приходится самостоятельно скачивать с сайта правила игры на русском языке.

Так что ниша для создателей Bonko Games вырисовывается очевидная — разрабатывать игры самостоятельно, не выпускать «макулатуру», а продукт высокого качества с приличным дизайном и полиграфией. Идея дебютной игры пришла в голову довольно быстро: решили воспользоваться общественно-политической конъюнктурой и выпустить — как раз под президентские выборы — игру под названием «Предвыборная гонка, или Кто мог бы стать президентом».

Придумывать игровую механику и антураж было весело: разнообразные «корочки», позволяющие решить массу проблем, машинки с мигалками вместо привычных фишек, поездки по избирательным округам, лоббирование законов …

Над бревном карточек с законопроектами, например, пришлось изрядно попотеть. «Их нужно пятьдесят, в каждой по шесть законопроектов: все получалось три сотни только в одной колоде», — оценивает объем выполненной работы Татьяна.

Чтобы игра получилась информационно насыщенной, а тексты — ироничными и полными намеков на реальную жизнь, ей пришлось поднимать все самые громкие политические события за последние несколько лет. Для большей солидности коробку с игрой было решено стилизовать под строгий черный кейс.

Когда идея легла на белый лист ватмана в упрощенном, схематичном виде, а затем десятки раз была проиграна с несколькими группами «испытателей», настал момент реального вложения денег. На тот момент в распоряжении предпринимателей было всего 350 тыс. Гривен.

«Сначала, — с улыбкой рассказывает Татьяна, — мы наивно прорисованы себе идеальный сценарий: игра придумана, перенесена на ватман, протестирована с учетом различных игровых ситуаций, передана в руки хорошего дизайнера. Какие могут быть проблемы? » Однако придумать игру оказалось гораздо проще, чем выдать, а потом продать.

Гонка с препятствиями

Гейм-дизайн изначально был позицией, на которой создатели «предвыборной гонки» решили не экономить. Старожилы рынка наверняка улыбнутся, но только на него стартаперы потратили 120 тыс. Гривен. «Художественная реализация« настольные игры »за такие деньги, при условии, что весь оборот игры может составить всего полтора миллиона — это нонсенс», — соглашается Татьяна Бондаренко.

Однако «товарный вид» для перфекционистов с Bonko Games был превыше всего: хотелось держать марку, начиная с дебютной игры. Игровое поле отпечатали на жесткой капы, традиционно используется для переплета книг, игровые карточки и удостоверения перенесли на плотный картон с глянцевой поверхностью. Придуманный антураж сильно увеличивал конечную смету.

«Мы могли упростить себе задачу и положить в набор вместо фишек машинок пластмассовые пирамидки, — объясняет Татьяна. — Это было бы все гривна на комплект. Между тем машинка стоила нам три гривны. Здесь каждая деталь стоит денег. Когда умножает все эти гривны на тираж, получается немаленькая сумма ».

По мнению с покерной коробкой и бархатной обивкой внутри реализовать так и не получилось. Оказалось, что все типографии в Москве и области работают только по готовым шаблонам, а специалистов, разрабатывающих упаковку, практически нет. Пришлось выкручиваться и искать варианты скромнее. Случайно обнаруженная дома коробка с ручкой стала наглядным образцом для производства упаковки-кейса.

Сейчас, когда прошло уже более полугода с момента выпуска игры, Татьяна с сожалением указывает на недостатки: «Внутри коробку так и не смогли сделать, как задумывали. По идее она должна была состоять из двух отделений, в одном из которых фиксировалась бы игровое поле, а в другом располагались все другие аксессуары.

Когда мы на словах объяснили, что хотим видеть на выходе, нам предложили ужасно неудобную конструкцию, которая усложнила бы и без того непростую технологию производства и забирала бы полдня на сборку ».

Муки над одной только коробкой, которая обошлась Bonko Games в 65 гривен за штуку, заставили сделать неутешительный вывод: возможностей для производства по-настоящему качественных настольных игр в Украине нет. В Китае, как оказалось, идеальный покерный вариант с бархатной обивкой обошелся бы не дороже 40 гривен. Но в данном случае пришлось бы потерять массу времени на согласование макета игры и решения производственных проблем.

Типографии пришлось постепенно приспосабливаться к незнакомой производства, а Татьяне — пройти все «круги ада», которые ежегодно на специализированных выставках описывают крупные игроки рынка. Директор проекта «Правильные игры» Иван Туловский, говоря о перспективах издания «настолок» в Украине, признается, что за 10 лет формирования рынка у нас так и не научились печатать качественные игры.

В процессе производства, по его словам, необходимо постоянно находиться в типографии, иначе на выходе можно получить продукт, весьма далек от разработанного макета. Кроме того, стоит заранее быть готовым к приличному проценту брака в виде заломанных карт, нервных полей и разногласия цветовых оттенков.

При создании «предвыборной гонки» испортили сто игровых полей. «Когда они были отпечатаны, оказалось, что в типографии никто не может их правильно вигрнаты, — вспоминает Татьяна. — Нам с мужем пришлось показывать, как это делается.

На глазах изумленных работников мы прикладывали к линейку игровых полей, разрезали капу большим макетным ножом и в сложенном виде отправляли в коробку ». «Самообслужившись» таким образом в типографии, стартаперы получили игровые поля по цене 28 гривен за штуку. А типография приобрела бесценный опыт по производству «настольных игр».

Старожилы настольно-игрового рынка любят шутить, что любая задача, которая технически сколько-нибудь сложнее производства пазлов, подавляющему большинству российских типографий не под силу. Проблему каждый издатель решает по-своему.

Так, компания «Мир хобби», познакомила отечественного потребителя с такими западными бестселлерами, как «Колонизаторы», «Каркассон» и «Манчкин», давно пришла к выводу: печатать игры европейского качества в Украине все-таки можно — только для этого нужно создавать свое собственное производство. Поэтому все Постпринты компания выполняет на собственных двух производственных площадках в Ивановской и Калужской областях.

На выпуск «предвыборной гонки» тиражом 2 тыс. Экземпляров у супругов Бондаренко ушло в итоге около 700 тыс. Гривен — очень скромная, по оценкам Татьяны, сумма. Однако производственные проблемы изрядно выбили Bonko Games из графика: Игра удалось выпустить до октября 2011 года, как планировалось, а только к февралю 2012-го.

К реальным мартовских выборов в Украине успели, но потеряли часть времени, которое могло обеспечить эффективные продажи: лето уже не за горами. «Лето — это время, когда все игрушечники нуждаются, — признается Татьяна. — Мы очень зависим от оптовиков, которые подбирают товар в зависимости от сезона. С июня по август они предпочитают закупать надувными кругами, мячиками и скакалками, а не настольными играми ».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here